Воспитание ребёнка как искусство

Во времена, когда наблюдается своеобразный «бум рождаемости», тема воспитания молодого поколения является очень важной. Но часто ли родители готовы к сознательному воспитанию своего ребенка? Имея опыт в воспитании четырех детей, могу с уверенностью сказать, что наше общество еще не постигло азы этого искусства. Да, да, именно искусства!
К чему сейчас стремятся родители? Раннее обучение чтению, основам письма, математики, спортивные кружки, художественные студии, всевозможные языковые курсы, новые методики обучению быстрому устному счету и т. д. Можно долго перечислять все существующие предложения для родителей, которые хотят вырастить успешного ребенка. Счастливым родителям остается только ежемесячно выплачивать нужную сумму и вовремя приводить детей на занятия.

Тем временем, все чаще дети, даже очень интеллектуально и физически развитые, легко теряются в обществе и в жизни. Неужели воспитание уступило место образованию? К тому же, школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, совсем не способствует гармоничному развитию ребенка. Гарантируют ли хорошие оценки дальнейшую успешную жизнь? Наверное, каждый из нас отмечал для себя, что жизнь никогда не складывается по ранее намеченному и утвержденному для себя плану. Жизни наших детей – не исключение.
Именно воспитание, а не образование может способствовать лучшей адаптации ребёнка в обществе.

Сразу же возникает вопрос: Когда лучше начать процесс воспитания своего ребёнка?

Психологи и педагоги единогласно пришли к выводу, что основное воспитание ребенка закладывается именно в первые три года его жизни! Многое можно корректировать первые семь лет жизни. А дальше, когда наряду с семьей, активную роль в жизни ребенка начинает играть общество, приходится затрачивать совсем другие усилия, которые приносят только малую толику желаемого результата!

Напрашиваются и другие вопросы: Чему действительно стоило бы научить детей? Какие качества помогли бы им достойно встречать любые неожиданности на своем пути и оставаться при этом гармоничными и успешными личностями?

Чтобы хотя бы частично ответить на эти вопросы, приведу некоторые моменты, с которыми сталкивается каждый из нас, в процессе воспитания детей.

Все мы знаем, что дети по своей натуре эгоисты. Обладая при этом, удивительной прозорливостью в отношении слабостей окружающих, дети довольно успешно манипулируют взрослыми. С возрастом некоторые перерастают этот детский эгоизм, но далеко не все. Зачастую, именно эгоизм и мешает людям установить гармоничным отношения с окружающими, создать крепкую семью впоследствии! А значит, стоило бы научить детей осознавать значение и ценность каждого человека. Надо с детства приучать малышей думать о других и находить в этом радость. Конечно, первыми взрослыми, о которых дети учатся думать, являются родители, дедушки, бабушки. Приучая помогать взрослым, мы воспитываем в детях умение думать о других, а также учим получать радость от такой заботы.

Кроме того, именно в семье мы закладываем первые навыки сотрудничества и труда. Ни один человек в нашем мире, не может достигнуть каких бы то ни было успехов, без упорного и систематического труда. Посредством чего можно приучить ребенка к труду, может увидеть только внимательный и чуткий родитель. Конечно, лучше выбрать область, которая привлекает маленького человека. Родителям придётся проявить упорство, когда малыш станет сталкиваться с первыми своими трудностями. В такие моменты, очень помогает с малых лет выработанная дисциплина. По своему опыту, я могу с уверенностью сказать, что дети чувствуют себя гораздо счастливее и спокойнее, когда знают пределы дозволенного. Выработанный четкий режим дня, установленные правила общения в семье очень помогают избежать ненужных конфликтов.

Особенно важно с малых лет приучать детей мыслить. В эпоху информационных войн и тотальной внутренней пустоты среди подростков, жизненно необходимо научить детей самостоятельно отделять зёрна от плевел. Люди слишком привыкли к тому, что за них кто-то думает. Они готовы принять любую красиво предоставленную чепуху за истину в первой инстанции. А потом оправдывать свои неудачи сложностью и несправедливостью жизни.

Я могла бы еще долго приводить примеры тех качеств, которые нужно привить малышу как можно раньше. Но не стоит забывать, что каждый человек - это индивидуальность. Малыш приходит в этот мир со своим «багажом». И только родители могут заметить первые его влечения, обнаружить качества, которые могут усложнить его жизнь, или наоборот, найти свое место в этом мире. Именно родители задают планку взаимоотношений, образа жизни.

Очень важно при этом понимать, что мы никогда не сможем донести ничего ребёнку, если сами не являем оплот того, о чём говорим. К примеру, когда мама и папа говорят о том, что нужно уметь договариваться со сверстниками, а сами позволяют себе выяснять отношения между собой на повышенных тонах, ребёнок, скорее всего, будет решать свои проблемы с окружающими именно таким образом.

Всё это значит лишь то, что появление ребёнка в семье – это великолепная возможность для родителей развиваться самим!

Лола Плехова
Made on
Tilda