Неосознанный ребёнок выбирает лишь то, что ему с одной стороны интересно, а с другой, и зачастую это решающий фактор для них, что даётся им легко. Дети не любят сложностей. Сложно = неинтересно. И мы даём им выбор, тем самым приучая их к тому, что по жизни надо идти лёгкими путями! Это ли не трагедия целого поколения?
Сначала приучаем не напрягаться ни в чем, а потом жалуемся, что у детей пропала мотивация. Они не хотят учиться. Дети предпочитают телефоны книгам. И вот тут возникает следующая ступень «решения проблемы» - давайте применять игровые методики обучения! Пусть они играют, а в игре, мы невзначай будем их учить. Отлично. Это работает. Но не долго. Игры, как и всё другое, надоедают. Разнообразие этих игр приучает их к погоне за переменами, вечному желанию чего-то нового, к неугасимой неудовлетворённостью тем, что у них есть. И многие учителя в частных образовательных учреждениях начинают ломать голову «КАК еще их заинтересовать? ЧЕМ?» Заигрались. Их уже ничем не удивить. А учебой просто не заманить. «Финита ля комедия». Кто-то может возразить, что я сгущаю краски - это новое поколение, и оно живёт в новых условиях. Условия новые, а проблемы старые. Умение преодолевать сложности и учиться – это базовые навыки, которые нужны нам до самой старости!
Я за то, чтобы начинать учить детей как можно раньше. В 4 года дети готовы к началу систематических занятий. И вот тут тот редкий случай, когда я согласна с европейскими коллегами. Да, во многих Европейских странах дети идут в школу в полных 4 года. Сначала там больше игр, чем учебы. Но постепенно их соотношение меняется. И уже к концу первого года обучения ВСЕ дети читают и считают.
А дальше нужно постепенно «закручивать гайки». Мы должны не только вести их на интересе, но и приучить их к систематичной, ритмичной работе. «Сделайте сложное привычным и привычное постепенно станет легким». Это универсальный лозунг. Он работает со всеми. В процессе обучения детей особенно.
Я вела класс. Класс довольно умных детей. Но каждый из них имел свою «нелюбимую тему» по каждому предмету.
«Ну вот, опять. Только не это!» Каждый педагог в своей практике слышал такие слова.
«Не нравится, потому что что-то не понимаешь. Значит будем заниматься этой темой больше», - такой ответ от меня слышат все мои ученики.
Мы делали больше «нелюбимых» упражнений, я искала разные способы объяснения «нелюбимого материала» и в какой-то момент эта тема для каждого из них становилась любимой! Вот и все. Тренировка. Терпение педагога. Желание и возможность изменения программы. Зачастую надо позволить себе «потоптаться на месте», а не бежать за сроками и планами.
Ни о какой свободе речи тут не идёт. Даже наоборот, с позиции современных подходов, мы ущемляем его права, заставляем делать то, что ему не нравится. А в результате? Постепенно сам ребёнок убеждается, что нет ничего невозможного. Мотивация повышается, ребёнок становится более усидчивым.
Основываться только на интересе маленького неосознанного человека просто нельзя. Есть база – она основа основ. И дело не в особенностях личности (гуманитариях, математиках и т.д.). Дело в умении размышлять, преодолевать сложности и учиться. Как говорил великий педагог Ян Каменский: «Каждый настолько превосходит других, насколько он более других упражнялся».