Посудите сами, вся современная система образования построена на попытке «впихнуть» как можно большее количество информации в головки детей. Всё развитие системы образования свелось к тому, что родителям вздумалось начинать вбивать этот набор информации как можно раньше, а школам захотелось охватить как можно больше тем и направлений.
Дети эту информацию с каждым годом отвергают всё больше. И на фоне огромного количества тем и предметов, мы видим другую тенденцию – информация подаётся довольно поверхностно. Механическое заучивание не позволяет углубиться в материал, требования к детям на этом фоне постоянно снижаются. И современный отличник уступает знаниям бывшему троечнику…
Дети всё больше напоминают цирковых животных, более или менее хорошо натренированных на определённые действия в течении определённого времени. И с каждым годом они всё больше ненавидят школу…
И это пол беды. После её окончания дети не знают куда идти, чем заняться. Они не знают себя, не осознают своих способностей, талантов и интересов. Уходят годы на то, чтобы ребёнок нашёл хоть какую-то нишу для себя в жизни.
Никакие нововведения, никакие изменения форм сдачи итоговых экзаменов, замена одних учебников на другие не исправят это положение дел до тех пор, пока мы не поменяем действующий базовый приоритет – накачивание в детей готового набора знаний. Сейчас вся система нацелена на факты, а должна быть нацелена на развитие мышления и мудрости!
Ещё французский писатель и философ Мишель де Монтень говорил: «Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь своей собственной мудростью».
В начальной школе, когда я учила считать свой первый класс, прежде чем перейти к счету в пределах 1000 мы с детками знакомились с египетской системой исчислений, римской, греческой, вавилонской, системой исчисления племени майя. Причём дети сами изобретали эти символы, прежде чем я показывала им готовые. Они сами составляли друг для друга задачи с ними. Для них они переставали быть простыми закорючками, они на всю жизнь запоминали ЧТО означал каждый из них. Каждый крючок обретал для них смысл. А потом мы мягко оказывались в нашей десятеричной позиционной системе исчисления. Эврика! Они прочувствовали на себе удобство этой системы. Хвала людскому сознанию и его совершенствованию! Эти дети легко переходили через десятки, сотни, тысячи и миллионы! Они легко осваивали устный счёт таким образом.
Я часто прошу своих учеников самим попытаться найти более короткий и удобный способ для решения той или иной задачи. Формулы сокращённого умножения, к примеру, они выводят сами честно выполняя все действия. Мы никогда ничего не заучиваем. Мы делаем акцент на понимании КАК это получилось и тогда, даже если дети забудут что-то, они последуют понятной им логике и снова «изобретут».
Это наглядный пример того, как можно изучать темы, не давая готовых решений. Дети изобретают, дети сами находят закономерности, развивают своё мышление. Учитель только направляет.
С самых первых дней нужно учить детей мыслить! Этому нужно учить на каждом предмете! Важно продемонстрировать им, что все предметы взаимосвязаны между собой и все они непосредственно связаны с самой жизнью!Не надо готовых формул, не окрашивайте факты, позвольте детям думать, анализировать, принимать решения, пусть научатся разрешать конфликтные ситуации. Не надо делать это ЗА ДЕТЕЙ. Часто решение приходит тогда, когда дети вслух проговаривают, в чём именно заключается проблема, загвоздка. Совсем как в жизни. Ведь именно эти качества должны бать развиты у каждого человека, для того, чтобы человек мог прожить жизнь осознанно и счастливо. В противном случае дети повторяют ошибки родителей и всё общество в целом никуда не движется.
Сейчас школа для них – это друзья, развлечения, выступления, конкурсы, бесконечные проекты, скука, мучение, беспросветность, ущемление прав, потерянные годы… Всё что угодно, но только не Жизнь. Они не видят взаимосвязь процесса обучения с жизнью именно потому, что в таком виде он, действительно, никак не связан с жизнью.
Для детей образование и школа - это действенный инструмент для познания самих себя, своих способностей и жизни в целом! Только этим мало кто пользуется.
Этим летом я в основном занималась с учениками, отстающими по математике. За лето приходилось нагонять несколько классов, настолько глубок был уровень непонимания предмета. У одного из учеников были трудности с решением системы линейных уравнений. Сначала он приносил мне домашнюю работу, в которой на месте их решений оставалось пустое место. Мы прорабатываем эту тему на уроке, он уходит домой и приходит с пустым листом. В чём дело? А дело в страхе! Он боится начать её решать. Мы договариваемся, что мне не важно, правильно он решит её или нет. Важно просто начать. Важно сделать хоть что-нибудь. И это «хоть что-нибудь» нам поможет понять, в какой момент мысль его ведёт не туда, наша задача найти заблуждение.
Он освоил-таки систему линейных уравнений! Но сначала ему пришлось преодолеть свой страх. Он стал записывать свои мысли относительно решения, мы искали заблуждения, направляли ход мыслей в нужное русло... И однажды он пришёл ко мне и заявил перед началом занятия: «Я победил систему!». Радость! Овации! Вот она награда!
Вы думаете, что мы учились решать систему линейных уравнений? Нет! Это система линейных уравнений учила нас преодолевать страх перед ошибками и неудачами! Вот и всё! Мы преодолеваем страх сделать ошибку, мы учимся искать в своих ошибках свои заблуждения. Тогда каждая ошибка – наш лучший друг! Совсем как во взрослой жизни! Этому качеству не научены даже взрослые! Так практически никто не делает…
Когда со своими собственными детьми мы учились решать уравнения с тремя и более модулями, детей пугало решение. Младшая дочь отказывалась решать их, просто потому, что боялась слишком длинного решения. Решение уравнения на 2 – 3 страницы – это страшно. Глаза боятся, и руки делать совсем не хотят. Мы преодолели этот страх! Уравнения оказались хоть и громоздкими, но довольно лёгкими. Теперь, когда она сталкивается в жизни с чем-то сложным, она всегда сама вспоминает эти уравнения!
Любая проблема в школе опирается на какое-то внутреннее качество, которое нужно преодолеть, отработать, трансформировать. Этим летом я занималась только с отстающими в школе учениками. И среди них не было ни одного неспособного! Они все умнички-разумнички, но у каждого есть какая-то черта характера, которая мешает ему быть полноправным участником учебного процесса на уроке в школе. Это черта характера полностью игнорируется и самой школой, и родителями. От учеников требуют только исполнения инструкций, соответствия программам…
Основная загвоздка современного образования и заключается в том, что простое накачивание фактов в головы детей не решает их внутренних проблем - проблем, которые станут причинами жизненных сложностей в будущем. А ведь учёба – это всего лишь инструмент! Не важно будет ли ученик применять тригонометрическую функцию в жизни, важно другое – пока ученик будет с ней разбираться, он выработает в себе определённые качества!
А в нашей системе для учителей и их родителей главное – это оценка… Родителей и учителей не интересует чему научился ребёнок, как он изменился, их интересуют только оценки…
Но детей не обмануть, им не подложить ложных ценностей, они чувствуют тут подвох. Отстающие ученики очень быстро свыкаются со своими оценками. Они перестают бороться, они снижают планку для самих себя, они теряют интерес к учёбе, они становятся закомплексованными, они идут на конфликты и становятся хулиганами. А те, кто легко справляется с «закачкой информации в свои головы» приобретают совершенно иные качества – самонадеянность, заносчивость, неумение справляться с трудностями (поскольку даётся-то всё легко). В итоге ни те, ни другие не становятся лучше…
Нет, система оценок не работает, давайте признаем это, наконец! Если не оценки, то что может мотивировать детей учиться? Только смысл! Именно смысла-то многим детям и не хватает в современной школе. Всё, что там происходит для них оторвано от реальной жизни. И они предпочитают окунаться в виртуальную жизнь, которая им хотя бы понятна…
Это глобальная проблема, которая упирается не только в изменение всей системы, в профессионализм большинства учителей, но и в их жизненную мудрость и опыт.
На сегодняшний день решение этой проблемы упирается в нас самих, как родителей. Вся ответственность ложится на нас. Никто кроме нас не научит детей осмысливать, развивать мышление, бороться со сложностями, преодолевать страхи, учиться контролировать свои эмоции. И мы должны этим заниматься. Всё, что для этого нужно – это наше время, терпение и внимание.
Можно, как и прежде, сбросить ответственность на школу, на систему, но это наши дети, это их будущее… Это наше с вами будущее…