Обучение детей и родителей
Мои дети учатся дома. Семейное обучение - это наш осознанный выбор, о котором мы ни разу не пожалели. Многие вещи открываются мне теперь совершенно с иной стороны. Приходит осознание не только важности всех предметов, но и их взаимосвязи. Приходит картина мира целиком, которую мы сами могли бы увидеть ещё в школе, что позволило бы нам избежать многих жизненных ошибок.
К сожалению, современная школьная программа, ФГОСы, стандарты и учебники не выдерживают никакой критики. Я не стала бороться с системой, я просто вышла из неё. Семейная форма обучения – это законная форма обучения, которая позволяет учиться дома в удобном режиме и формате, сдавая ежегодные аттестации в школе. В последние годы она обрела невиданную популярность.

С самого первого года нашего семейного обучения я не только тщательно отбирала материалы и учебники для каждого предмета, я следила за тем, чтобы материал был усвоен детьми. Мы работали не на время, не на оценку, а на понимание. Не было никаких мотиваторов, кроме конечной радости, когда ты вдруг понимаешь, о чем тебе говорят, когда ты сам решаешь задачу, когда ты можешь наслаждаться каллиграфическим письмом. Да, это потребовало колоссального количества времени и неимоверных усилий с моей стороны. Но я заметила, что при таком подходе с каждым годом дети требовали все меньшего моего участия в учебном процессе. Приходила настоящая любовь к обучению, процессу познавания мира, а вместе с ними и самостоятельность.

Я наглядно смогла убедиться, что нет гуманитариев и математиков, есть лишь недопонятый материал. Есть учитель или родитель, который не захотел найти подход к ребенку, из-за своей занятости, усталости, некомпетентности или нежелания. Мы сами придумали эти градации, чтобы оправдать свои недоработки. Есть изначальная предрасположенность детей, несомненно! Но надо помнить, что все дети разные и требуют не только индивидуального подхода, но и нашего душевного внимания.

Немаловажным является и тот факт, что в современных учебниках материал подается в очень странной последовательности и форме. Как будто кто-то нарочно создаёт иллюзию сложности подаваемого материала, его углубления. А на деле – материал подаётся по верхам, да так, что ребёнок без дополнительных усилий со стороны учителей или родителей если и усвоит что-то, то очень поверхностно, а значит ненадолго. Мы и сейчас не ориентируемся на школьную программу. По многим предметам мы изучаем гораздо больше материала, чем положено по ФГОСам. Бывает и отметаем ненужные темы до момента, когда сознание ребёнка способно будет воспринять и осознать необходимую информацию.

Взять хотя бы литературу. Современные учебники литературы пестрят сказками – сказки читают дети до самого пятого класса. Сказки и до боли простые рассказы, которые не могут «зацепить» современного ребенка. Даже эти произведения подаются в укороченном варианте. Как будто взрослые не верят в то, что современный ребенок может читать и мыслить.

Я составляла индивидуальный план по литературе для своих детей с первого класса. Помню, как в четвертом классе мы читали «Детство» Л.Н. Толстого, а за ним сразу «Детство» М. Горького. Два детства, одна и та же эпоха, какая колоссальная разница и как много общего! Разные сословия, достаток, обиход, но душа ребёнка всё также чувствительна к отношению взрослых, все также нуждается в родителях, заботе, любви и жизненной мудрости старшего поколения. Многие эпизоды из этих произведений дети не просто помнят, но и приводят в качестве примера в ходе наших с ними совместных бесед.

Когда материал подаётся в нужной последовательности, когда учитель или родитель готов читать вместе, обсуждать и слушать, ребёнок учится мыслить, анализировать. Он учится читать между срок и находить главное.

Но самое интересное, что опыт семейного обучения обогатил не только детей. Я сама каждый день учусь вместе с ними! Сейчас речь идёт не столько о качествах характера, которые удалось выработать в ходе этого сложного и интересного процесса, сколько о информационной составляющей, которая открывалась мне теперь иначе.

Взять хотя бы ту же литературу. Перечитывали ли вы классику в осознанном возрасте? Ту самую, что нам задавали читать в школе? С самого первого года нашего семейного обучения я не перестаю удивляться той мудрости, которая содержится в этих произведениях! Видели ли мы её в детстве? Нет! Во многом потому, что она давалась нам не вовремя, не по возрасту. Но и потому, что сами педагоги, возможно, не обращали внимание на те скрытые смыслы, которые составляли основу произведения. Времена, нравы, цензура… всё это заставляло писать «не в лоб», вся мудрость лежала не на поверхности.

Приведу в качестве примера отрывок из всеми известной нам книги «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Многих она пугала объёмом и чрезмерными описаниями в моем детстве. Но если бы хотя бы этот небольшой фрагмент из книги мог бы быть осознан учителем, передан детям, это могло бы изменить весь ход истории, судьбы целых поколений, выросших на этой книге:

«Бог не постигается умом, а постигается жизнью...
Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя. Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте ее? Только внутренним ощущением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу...
Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т.п., на которые распадается знанием умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку - науку всего, науку, объединяющую все мироздание и занимаемое в нем место человека.

Для того, чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет божий, называемой совестью...
Погляди духовными глазами на своего внутреннего человека и спроси у самого себя, доволен ли ты собой? Чего ты достиг, руководствуясь одним умом? Измени себя, очисти себя, и по мере очищения ты будешь познавать мудрость».

Что пытается донести до нас Лев Николаевич в этом отрывке? Знание – это не про интеллект. Истинное Знание – это Жизненная Мудрость, Истина. А Истина одна. И постичь её можно не книгами, нравоучениями, а самой жизнью. Люди – это сосуды. Сосуды, которые замутнены, загрязнены. Грязь – это наши предрассудки, наши несовершенства, наши очки, через которые мы смотрим на этот мир. И сколько бы Бог не пытался влить в нас свою Мудрость, мы не сможем ее осознать и насладиться её чистотой, до тех пор, пока наш сосуд не очищен. Поэтому каждому из нас нужно неустанно трудиться лишь над одним – над самосовершенствованием!

Многие ли из нас самих постигли эту истину? Как часто приходиться слышать от взрослых: «Таким родился, таким и умру». Чему мы можем научить своих детей при таком подходе? Почему мы требуем при этом от них хорошей успеваемости и каких-то достижений?

Дети - это наша собственная точка роста. И не всегда можно четко разграничить, кто кого из нас учит. Принимая активное участие в процессе обучения наших детей, мы учимся сами. Мы получаем новую возможность для познания нашего мира.

Лола Плехова
Made on
Tilda