Любое, самое маленькое, достижение, требует кропотливого и систематического труда. Нельзя достигнуть чего-то глобального «с наскока». А значит, с раннего детства стоит приучать детей к труду.
Маленькие дети копируют поведение взрослых. Значит, на первых порах, достаточно, чтобы дети просто постоянно видели, что родители, как и все в этом мире, трудятся.
Я не отношусь к тем мамам, которые выполняют работу по дому, пока дети гуляют с папой на улице. Нет, с самого детства мы всё делаем вместе. Сначала дети просто наблюдали, играли рядом. Потом они стали играть «в маму и папу», они подражали нам в своих играх. Настал момент, когда дети стали выражать искреннее желание помочь нам в наших ежедневных заботах. И пусть их помощь тогда лишь увеличивала мне фронт работ, но эта сопричастность к общему труду многого стоила!
Другим важным фактором в приучении к труду является учёба. Мода «раннего развития детей» сейчас всё больше охватывает современных родителей. И хотя сама идея раннего развития очень неплоха, её реализация на практике оставляет желать лучшего. Во-первых, это сфера сейчас очень коммерциализирована. При огромном предложении самых разных кружков и студий развития, найти хорошую студию – это большая удача! Во-вторых, эта ежедневная беготня по сотням кружков как раз и не может приучить ребёнка к труду. Ребёнок устаёт от самой дороги, от многочисленных впечатлений, от «напихивания» в него самой разной информации. Это беготня больше напоминает мне попытку максимально занять его время. Когда же дело доходит хотя бы до домашнего задания, многие просто «сдуваются». Я часто вижу детей, которые и вовсе не выполняют домашние задания, поскольку сами родители оправдывают это их поведение тем, что ребёнок устал на каком-то кружке. Но, постойте, где же тут труд? Учителя пережёвывают информацию за детей, им остаётся её только проглотить. Ни о какой самостоятельной работе, где и воспитывается этот навык систематического труда, речи не идёт! Я уже не говорю о том, что сами родители очень часто позволяют детям пропускать занятия, в связи чьим-то днём рождения, праздником или очередным отпуском… Можно потратить кучу денег на репетиторов, на кружки, но при этом ребёнок будет не в состоянии систематично трудиться. Когда он повзрослеет, он будет избегать сложностей, он будет искать своё «место под солнцем», всячески избегая упорного труда и сложностей… Там, где нет системы и дисциплины - там нет результата!
Я придерживаюсь мнения, что стоит выбрать одно - два направления, к которым ребёнок проявляет интерес. Этот интерес и будет служить тем фактором, который приучит его к труду. Но здесь очень важно, чтобы сами родители не поощряли слабостей и не поддавались страху ребёнка перед трудностями. Важно в такие моменты помочь ребёнку преодолеть затруднения, тем самым демонстрируя известную поговорку: «глаза боятся, руки делают».
Помню, моя дочка, получая очередное новое задание по фортепиано, первое время боялась нот… Она отказывалась в них смотреть, она ревела у инструмента и говорила, что никогда не сможет это сыграть! Но я не шла у неё на поводу, я не дала ей бросить музыкальные занятия… Я просто искала методы, которые могли бы помочь её хорошо ориентироваться в нотах. Помню тогда нашла большую магнитную музыкальную азбуку, где она сама могла выкладывать ноты… Но ноты мы выкладывали не просто так… Мы писали мелодию, учитывая все правила музыки... И это игра ей очень нравилась! Постепенно, страх ушел, теперь она получает удовольствие от своей игры и учится справляться со сложностями, которые то и дело возникают на её пути.