Лето всегда ассоциировалась у детей с каникулами. Они получают долгожданную свободу на целых три месяца! Как практикующий педагог, признаюсь, что эти три месяца приносят ребёнку больше вреда, чем пользы, если воспринимать их как три месяца, свободных от учёбы. Как правило, весь сентябрь уходит на то, чтобы реанимировать те знания, которыми дети обладали до каникул.
А ведь каникулы можно использовать совершенно иначе! Каникулы можно посвятить не только морям, лагерям и отдыху, но и полезной, интересной учебной работе, на которую времени у детей в течении года не хватает. За лето ребёнок может показать небывалый скачок в развитии, и не только физическом!
Взять, к примеру, литературное чтение. Я сама много раз наблюдала, как осознанные родители приходят в районные, сельские библиотеки со списком книг на лето. Потом они выдают эти книги не читающим детям и ждут от них выполнения «читательского минимума». Такое чтение не вырабатывает в детях любовь к чтению и не развивает их.
Детей надо учить читать. Чтение – это не простой набор интеллектуальной информации, фактов и событий. Современные дети даже в течение года, готовясь к урокам литературы, предпочитают знакомится с кратким содержанием той или иной книги. Этот подход губит на корню и труд авторов, и попытки педагогов научить чему-то детей на уроках литературы.
Для того, чтобы научить осознанно читать своих детей, а также детей, которые занимаются со мной в рамках литературного клуба, я часто использовала следующий метод.
Прежде чем понять, как устроены чужие истории, мы сочиняли свои собственные.
На самом деле многие дети, особенно маленькие, любят сочинять. Первые их попытки всегда приводят к выводу, что история получилась неинтересная. Причём не обязательно эту историю записывать, порой достаточно её сочинить устно. Когда мы начинаем разбираться почему она получилась неинтересной, мы непременно приходим к выводу о том, что любая история должна содержать проблему.
Общая схема выглядит так: у нас есть персонаж, он обладает определённым характером, внешностью, он живёт в определённых условиях. И всё бы хорошо, но вот однажды перед ним встаёт какая-то проблема. Главный герой пытается решить эту проблему. В процессе поиска решения он попадает в самые разные ситуации и, незаметно для себя, меняется сам. Вместе с ним мы видим, как меняются (или не меняются) и другие герои. Видим к чему это приводит в конечном счёте.
Проговаривая эту схему, полезно попытаться подвергнуть такому анализу любое известное литературное произведение, даже сказку. Так дети на практике убеждаются, что все известные, интересные и любимые истории будут укладываться в эту схему.
Сочиняя такие истории самостоятельно, дети на практике убеждаются, что их творения стали более интересными и живыми.
Теперь, читая каждую новую книгу, знакомясь с каждым новым героем, мы осознанно ищем проблему и внимательно следим за всеми внутренними изменениями героев.
Такая практика также позволяет научить детей не делить героев (а потом и людей в жизни) на хороших и плохих. Дети уходят от восприятия самого произведения и героев как «нравится/не нравится». Они начинают воспринимать героев, как Путь. Ключевой становится идея изменения в хорошую или плохую сторону.
Сейчас, перечитывая с детьми классику, подвергая её такому анализу, я и сама удивляюсь, как много важного мы упустили в школе на уроках литературы. Мы воспринимали книгу, как набор событий. И мудрость, которую таким образом пытались до донести до нас авторы, ускользала от нас. Осознанное чтение позволяет многое понять и осмыслить. Детям нравится такое чтение. Оно воспитывает в них вкус к хорошей литературе.
Интересно, что эта практика натолкнула самих детей на мысль, что кино именно поэтому и проигрывает книге. Только в книгах можно передать всю полноту переживаний героя, его внутренних проблем и осознаний, потому что в книге можно передавать мысли героев, его внутренний конфликт.
С маленькими детьми мы читаем вместе. Читаем и параллельно обсуждаем. Сравниваем, высказываем свои мнения, отношение к происходящему, подтверждаем свои мысли примером из собственной жизни, жизней друзей и знакомых. Книга оживает на наших глазах, герои становятся ближе и интереснее.
Со старшими детьми мы читаем отдельно. А потом совместно обсуждаем прочитанное. Дети часто говорят мне: «Надо же, а ведь этот момент я упустил при чтении. Я не заметил этого». Они начинают уделять внимание мелочам не только в книгах, но и в своих жизнях.
Когда же ещё научить наших детей читать книги, как не летом!
Чтение книг переходит из разряда унылого и обязательного времяпрепровождения и становится увлекательной исследовательской деятельностью.