Дети очень чутко реагируют на методы воспитания. С самого маленького возраста они очень чувствительны к малейшей несправедливости по отношению к ним. Дети восстают и противятся, когда их принуждают. Родители же предпочитают с самого начала занять позицию ВЗРОСЛЫЙ ВСЕГДА ПРАВ. Это даёт им возможность избавить себя от лишних объяснений и гарантирует довольно высокую степень комфорта. Воспитанный ребёнок по нашим традиционным представлениям – это удобный ребёнок. Это ребёнок, который не мешает вести привычную нам жизнь.
Итак, вся система воспитания молодого поколения традиционно поддерживает единственную позицию – ВЗРОСЛЫЙ ВСЕГДА ПРАВ. Многие считают, что такая позиция взрослых гарантирует уважение к ним. Но это не так. Уважение, которого добиваются родители таким образом, основано только на страхе. А страх – плохая основа для любых взаимоотношений.
Дети замечают ошибки взрослых. Но они не знают, что с этим делать. Тогда они просто копируют поведение своих родителей, неосознанно впитывают родительский образ жизни - они тоже стремятся к своему личному комфорту. И всячески его оберегают. И первые создания, которые представляют собой настоящую угрозу их комфорту – это родители. Между родителями и детьми вырастает целая стена непонимания. Вот она – истинная проблема «отцов и детей».
Таким образом, мы выстраиваем воспитание и образование своих детей с позиции повторения, а не развития. Наше общество сосредоточено не на развитии, а на сохранении традиций. Совсем не потому, что эти традиции хороши и оправданы, ведь среди них есть как хорошие, так и плохие. Откровенно говоря, большинство традиций просто требует пересмотра. Однако все они прекрасно справляются со своей ролью - защитить и оправдать себя!
Если бы родители изначально ставили перед собой цель воспитать не послушного и удобного ребёнка, а ребёнка, умеющего размышлять, критически оценивать и осознавать, то это бы поставило под сомнение сам образ жизни родителей. Может получится так, что такие дети отвергнут позицию, образ жизни и ценности своих родителей. А это никому не нужно.
Именно поэтому каждое новое поколение НЕ вырастет более терпимым, миролюбивым, честным, справедливым и счастливым. Оно не отличается от наших предков и от нас самих. Личное удобство и комфорт – вот главный приоритет в жизни, который мы передаём каждому последующему поколению. В глобальном масштабе такой приоритет приводит к развитию технократии, также ориентированной на комфорт. А между тем наше общество лишь тешит себя иллюзией, что мы развиваемся. На самом деле перед нами тысячелетиями стоят одни и те же проблемы: мы не научились жить без страха, мы не побороли бедность, мы не научились мирному разрешению конфликтов, мы до сих пор не поняли смысла жизни! А всё потому, что авторитаризм позволил возвести ошибки родителей в ранг нерушимых традиций.
А значит единственный выход из этой ситуации - это не пытаться казаться идеальным и правильным в глазах ребёнка. На мой взгляд, гораздо важнее привить с самого рождения идею о том, что все мы можем ошибаться. Когда дети видят, что родители признают свои ошибки, они и сами учатся их признавать, они не боятся ошибок! Важнее научить детей осознавать и работать над своими собственными ошибками, чем делать вид, что их вовсе нет. Именно в этом мы и должны показывать главный пример. Тогда родитель не падёт однажды в глазах ребёнка с пьедестала «всесильного и всезнающего» до «ничего не понимающего».
Я считаю, что детям также важно видеть, что родителям нелегко идти по жизни. Очень часто сами родители выбирают для себя роль всесильного и всезнающего. А потом удивляются, когда дети ничуть не берут в расчет ни родительские чувства, ни возможности.
Дети ещё в детстве должны убедиться, что тяжело всем. Так смягчается сердце маленького человека, так он становится чувствителен к страданиям других, как близких, так и чужих.
Только в детстве ребёнок совершенно естественно может принять идею о том, что все мы должны становиться лучше. Именно для этого и даются сложности каждому человеку на земле. Такой ребёнок, встретившись со сложностями, не будет закрываться в себе, он не будет чувствовать себя уникальным в своих проблемах. Сложности будут лишь поднимать в нём силу духа, они станут для него символом личного роста и прогресса!
Ведь в конечном итоге процесс воспитания предполагает прежде всего приучение ребёнка к правильным эмоциям, лучшим умственным, эмоциональным и физическим привычкам. И тут единственный инструмент – это личный пример, совет и побуждение, а не команда и принуждение.