И это письмо стало ещё более актуально в наши дни. В современном мире образование детей стало самоцелью. Родители всеми силами пытаются накачать детей целым набором информации и навыков. Вся эта беготня по кружкам, посещение сильных школ, учеба в престижных учебных заведениях возведены в некий культ. Родителям кажется, что таким образом они обеспечивают своим детям счастливое будущее. Фактически же, именно этого они их и лишают…
Наши дети всё больше времени проводят в школе, на кружках, пытаясь переварить огромный поток информации. Незаметно для самих себя мы поместили их в условия беспрестанного состязания и соревнования, активно развивая в них дух соперничества, эгоизма и желания возвысится над другими. Успехи в учебе, оценки, «интеллектуальная натасканность», медали стали для нас гораздо ценнее воспитания наших детей, их психологического состояния.
Но образование ни в коем случае не должно занимать место воспитания. Воспитание всегда было и будет первоначальной задачей каждого родителя и учителя.
Если ребёнок приучен только «потреблять» информацию, удовольствия, внимание его сердце становится чёрствым, равнодушным. И это равнодушное сердце для достижения своих корыстных целей в будущем будет готово на любые действия...
Сухомлинский говорил: «В подростке «исчезает» всё доброе в том случае, если оно не создавалось, если воспитатель считал, что доброе даётся ребёнку от природы. А одна из задач, которая стоит перед нами – чтобы ребёнок сердцем чувствовал, что вокруг него есть люди, нуждающиеся в его внимании и заботе, сердечности и участии».
Но именно на это мы времени не находим. Наши дети день и ночь учатся. В этом огромном потоке информации и учебных требований у них нет времени задуматься о ком-то ещё. Уровнем их успешности до поры являются отметки, медали и дипломы. Эти искусственные мотиваторы со временем заменяются деньгами, славой, почетом и статусом. Но суть проблемы многих поколений людей так и не решается. Набор механически полученной информации не позволяет нашим детям осознанно проживать свои жизни. Они не видят саму жизнь, не постигают её смысла и часто, вырастая, так и не замечают никого, кроме себя.
Ян Каменский отметил однажды: «Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому. Ибо с испорченной природой тесно связан отвратительный порок себялюбия, при котором каждый желает, чтобы думали только о нём одном, оставаясь равнодушным к тому, что происходит с другими. Это является источником различных неурядиц в человеческих делах, поскольку каждый хлопочет только о своих делах, отодвигая в сторону заботу об общем благе».
Лишь образование, которое идёт рука об руку с высокими нравственными идеалами, моральными ценностями способно сделать наших детей счастливыми. И все науки, которые мы постигаем, призваны научить нас размышлять, анализировать, чтобы постичь главную науку – науку Жизни.