Образование vs Воспитание
Принято считать, что интеллектуальная ученость сама по себе приносит счастье. Вся современная образовательная траектория и строится по принципу накачивания информации в юные головы детей. Мы не даём нашим детям поднять головы, мы не даём им возможности задуматься о том, что действительно важно. А потом лишь разводим руками, получая ещё одно несчастное поколение людей…
Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:
"Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
как ученые инженеры строят газовые камеры;
как квалифицированные врачи отравляют детей;
как обученные медсёстры убивают младенцев;
как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин.
Поэтому я не доверяю образованности.
Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.
Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ".
И это письмо стало ещё более актуально в наши дни. В современном мире образование детей стало самоцелью. Родители всеми силами пытаются накачать детей целым набором информации и навыков. Вся эта беготня по кружкам, посещение сильных школ, учеба в престижных учебных заведениях возведены в некий культ. Родителям кажется, что таким образом они обеспечивают своим детям счастливое будущее. Фактически же, именно этого они их и лишают…

Наши дети всё больше времени проводят в школе, на кружках, пытаясь переварить огромный поток информации. Незаметно для самих себя мы поместили их в условия беспрестанного состязания и соревнования, активно развивая в них дух соперничества, эгоизма и желания возвысится над другими. Успехи в учебе, оценки, «интеллектуальная натасканность», медали стали для нас гораздо ценнее воспитания наших детей, их психологического состояния.

Но образование ни в коем случае не должно занимать место воспитания. Воспитание всегда было и будет первоначальной задачей каждого родителя и учителя.

Если ребёнок приучен только «потреблять» информацию, удовольствия, внимание его сердце становится чёрствым, равнодушным. И это равнодушное сердце для достижения своих корыстных целей в будущем будет готово на любые действия...

Сухомлинский говорил: «В подростке «исчезает» всё доброе в том случае, если оно не создавалось, если воспитатель считал, что доброе даётся ребёнку от природы. А одна из задач, которая стоит перед нами – чтобы ребёнок сердцем чувствовал, что вокруг него есть люди, нуждающиеся в его внимании и заботе, сердечности и участии».

Но именно на это мы времени не находим. Наши дети день и ночь учатся. В этом огромном потоке информации и учебных требований у них нет времени задуматься о ком-то ещё. Уровнем их успешности до поры являются отметки, медали и дипломы. Эти искусственные мотиваторы со временем заменяются деньгами, славой, почетом и статусом. Но суть проблемы многих поколений людей так и не решается. Набор механически полученной информации не позволяет нашим детям осознанно проживать свои жизни. Они не видят саму жизнь, не постигают её смысла и часто, вырастая, так и не замечают никого, кроме себя.

Ян Каменский отметил однажды: «Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому. Ибо с испорченной природой тесно связан отвратительный порок себялюбия, при котором каждый желает, чтобы думали только о нём одном, оставаясь равнодушным к тому, что происходит с другими. Это является источником различных неурядиц в человеческих делах, поскольку каждый хлопочет только о своих делах, отодвигая в сторону заботу об общем благе».

Лишь образование, которое идёт рука об руку с высокими нравственными идеалами, моральными ценностями способно сделать наших детей счастливыми. И все науки, которые мы постигаем, призваны научить нас размышлять, анализировать, чтобы постичь главную науку – науку Жизни.

Лола Плехова
Made on
Tilda