НЕЗДЕШНЯЯ ПТИЦА
Рассказ из сборника "Когда зажигается Свет"

1



По своему обыкновению, Ольга Сергеевна приходила на работу минут за пятнадцать до начала рабочего дня. Она всегда точно рассчитывала время, затрачиваемое на дорогу с учётом всех возможных неожиданностей в пути. Более аккуратного, ответственного и пунктуального сотрудника в компании найти было просто невозможно. Именно поэтому на протяжении последних пятнадцати лет она прочно занимала свою позицию. А должность у неё была нестандартная, — она отвечала за чистоту и порядок в офисной столовой.

Как и во всех подобных организациях, столовая была самым важным местом на предприятии. При устройстве на работу социальный пакет, обеспечивающий сотрудников бесплатным обедом на территории организации, для некоторых был решающим фактором при принятии решения. Кроме того, вся социальная жизнь компании проходила именно здесь. Благодаря новой моде на «здоровый образ жизни» всё меньше сотрудников собиралось в «курилке», предпочитая чашку бодрящего кофе или ароматного чая. «Первые ласточки» появлялись в столовой уже в девять пятнадцать утра, а последние посетители покидали стены любимого помещения лишь часов в шесть вечера.

К началу рабочего дня столовая сияла чистотой, все необходимые принадлежности для утреннего чаепития были уже заботливо приготовлены на столах Ольгой Сергеевной.
Первыми в дверях сегодня появились сотрудники отдела продаж.

— Юлька, взяли мы путёвки! По отзывам это очень хороший отель, да ещё с хорошей анимацией! Жду не дождусь, когда смогу погреть свои косточки на солнышке! — Увидев Ольгу Сергеевну, Марина тут же поздоровалась: — Доброе утро, Ольга Сергеевна.

— Доброе утро, девочки. Я как раз только что сменила воду в бойлере.

Через пятнадцать минут в столовой уже не было свободных мест. Каждые полчаса её посетители менялись. Чашка горячего напитка на поздний завтрак для одних сотрудников плавно перетекала в ранний обед для других.


2

Весёлый гул за столами давно стал привычным для всех. Соседние столики тут же, подхватывали все самые интересные темы, и обсуждение любых вопросов принимало массовый характер. Так и сейчас, из столовой доносились громкие споры вперемешку с весёлым смехом.

— Я и говорю, девчонки, только вчера получила смску! Там распродажа до 70%! Знаю точно, если сегодня не попадём туда, то завтра выбирать будет не из чего! — таинственным тоном сказала Юля своим подругам.

Информация прокатилась по всем столикам, и уже через пять минут была набрана группа добровольцев из восьми человек, собиравшаяся после работы «высадиться десантом» у того самого брендового магазина одежды.

— Женщины, всё им тряпки подавай! Ну когда вы уже насытитесь ими! — ворчали мужчины из отдела логистики.

— Примерно тогда же, когда вы насытитесьфутболом, машинами и рыбалкой, — ехидно высказалась Марина, которую дружно поддержала вся женская часть собравшегося коллектива.

— Да ведь вы сами любите, когда мы одеты, ухожены и красивы. Толпами за такими бегаете. А жёны, которые проводят жизнь у плиты, вас не очень-то интересуют, — заметила Юлия Петровна.

Юлия Петровна занимала должность главного бухгалтера и пользовалась в компании большим авторитетом. Кроме того, она была женщиной редкой природной красоты, знала себе цену и умела преподнести себя. Однажды вкусив всю «прелесть замужества», Юлия Петровна очень щепетильно подходила к выбору спутника жизни. Эта тема словно «задела её за живое».

— Ну, я бы так не обобщал, Юлия Петровна. Мы не променяем своих жён на бездушных кукол, правда, ребята? — заступился за мужчин Николай Юрьевич, и все тут же с ним согласились, а он продолжил: — Любим мы не за красоту, она нужна только для привлечения внимания. А дальше никакой красотой нас не удержать!

— Вот! Вы сами сказали — привлечение внимания! Значит, вы обращаете внимание на то, как женщины выглядят! Не говоря уже о нашей собственной самооценке. Женщина должна уделять себе внимание! Женщина должна любить себя, иначе никто её любить не будет! — возразила Марина.

— Откуда такое мнение, Мариночка? Посмотрите, сколько сейчас надутых от себялюбия людей, и что, они все горячо любимы? Боюсь, вы ошибаетесь, милочка, они все безумно одиноки, — сказал Борис Александрович уверенным тоном.

В помещении на несколько мгновений повисла тишина. Никто из присутствующих не ожидал увидеть финансового директора компании в столовой в это время. Борис Александрович всегда отличался занятостью. Никто из сотрудников уже и не помнил, как именно эта «акула бизнеса» появилась в стенах компании. Но все без исключения сотрудники его немного побаивались.

Чтобы прервать затянувшуюся паузу, Борис Александрович продолжил:

— Надо чётко ставить свои цели и планомерно к ним идти. Если хотите, я подкину вам пару интересных книжечек, там описываются некоторые методики, чтобы быть успешным в любой сфере.

— Интересно было бы их почитать, Борис Александрович, — немного смущённо ответила Марина.

Раздался телефонный звонок, после чего Борис Александрович спешно покинул столовую. Прошло ещё несколько минут, и сотрудники, «оправившись» от недавнего шока, снова стали активно обсуждать насущные темы.

— Знаю я такие методики! Мой сын однажды влез в какую-то такую структурку! Еле ноги унесли! Стал я копаться в этом… Вы не представляете, что я нашёл в интернете! Оказывается, Дэйл Карнеги, тот самый Карнеги, который учил завоёвывать себе друзей, умер в полном одиночестве! Ну и где были все его друзья? Это полный развод, им бы только деньги заработать! — Николай Юрьевич чувствовал себя сейчас умнее самого финансового директора и совсем не скрывал своего превосходства.

— Как страшен мир. Ничему верить нельзя, — добавила Юлия Петровна.

Бурное обсуждение всевозможных учений, школ и некогда популярных течений увлекло всех присутствующих.

Обед был давно закончен. Но сотрудники явно не хотели расходиться. Единственным человеком, который вышел из столовой сразу же после окончания трапезы, был Виталий Константинович. И это не осталось незамеченным коллегами по работе.

— Странный он какой-то. Нелюдимый, — заметила Марина.

— Тяжёлая у человека судьба. Жена его тяжело болеет который год. Не встаёт. А он и за ней смотрит, и дочь воспитывает, — ответил на её замечание Николай Юрьевич.

Какой-то общий глубокий вздох пронёсся по столовой. В таких случаях люди обычно теряются и не находят нужные слова. Первой нашлась Марина:

— Да вы что! А я и не знала. Теперь понятно, почему он такой. И давно болеет? Не знаете, что именно с ней?

— Говорили мне как-то. Сложное название. Не запомнил. Знаю, что совсем не встаёт. А дочке его всего 10 лет. Да и девчонку жалко. Она в школу и обратно. С мамой сидит, пока Виталька на работе. Так и тянут вдвоём.

— Не представляю, как он справляется. Меня на своих-то детей еле хватает. Слава Богу, они здоровы, да и учатся сами неплохо!

— Ольга Сергеевна, да они у вас умнички. Через пару лет закончат учёбу, полегче вам станет.

— Дай Бог, Юлия Петровна, уж жду не дождусь. Пора бы уже и о матери позаботиться. Уж сколько сил, времени и денег вложено в них. На них вся надежда.

— Николай Юрьевич, если бы вы не сказали, я бы никогда и не заподозрила, что у Виталия Константиновича такая ситуация! — никак не успокаивалась Марина.

— А мужик-то мировой! К нему производственники за помощью бегают, и никогда ещё никому не отказал!

— Жалко его. А может, создадим фонд специальный. И сбросимся всей компанией, чтобы ему хоть как-то помочь? Или даже можно регулярно выделять какую-то маленькую часть зарплаты, чтобы поддержать семью? — предложила Юлия Петровна.

Это предложение вызвало неоднозначную реакцию у собравшихся. Самые разные мнения звучали в толпе сослуживцев.

— Да зачем его унижать такими подачками! — говорили одни.

— Расслабится мужик в таких условиях, — возражали другие.

— Раз не жалуется, значит, всё у него в порядке, чего вы нюни распустили, как бабы, — замечали третьи.

— Ну, если только в качестве помощи, можно было бы сброситься один раз… — предлагали четвёртые.

— Давайте лучше создадим дежурную бригаду, будем дежурить и по выходным помогать ему! — предложили сотрудники отдела продаж.

— Да что у нас — своих дел нет? Придумали тоже! Всю жизнь проводишь на этой работе! Семью не видишь практически! Это вы загнули, товарищи! — вставая из-за стола, возразил Николай Юрьевич.

Остальные сотрудники последовали его примеру и потихоньку стали расходиться, так и не приняв никакого решения.


3

К вечеру все беседы о Виталии Константиновиче совсем сошли на нет.

Разве что сегодня на проходной больше сотрудников бросало в его сторону жалостливые взгляды…


4

Придя домой после рабочего дня, Ольга Сергеевна с удивлением обнаружила, что детей дома нет. В зале перед телевизором сидел муж с бутылкой пива в руках. Увидев супругу, он даже обрадовался и поинтересовался, что будет на ужин.

Ольга Сергеевна ничего не ответила. Она не могла сейчас скрыть своего разочарования. Да и не перед кем было что-то скрывать. Дети выросли и всё реже появлялись дома, она никак не могла привыкнуть к этому. Вся её жизнь была построена на заботе о детях. В глубине души Ольга Сергеевна искренне надеялась, что мама для них всегда будет самым близким человеком. Но чем старше они становились, тем меньше внимание уделяли родителям. Детям теперь не нужны были ни советы, ни поддержка, лишь изредка финансовая помощь… Конечно, она гордилась, что дети, ещё обучаясь в университетах, обретали всё большую независимость, но желание быть нужной пересиливало…

Ольга Сергеевна стояла в дверях комнаты сына и думала: «Они выросли. Пора мне уже к этому привыкнуть. Скоро создадут свои семьи… Появятся свои дети… Внуки… Внуки! Я буду воспитывать внуков! Без бабушки-то они точно не справятся!»

Последняя мысль неожиданно подарила ей новую надежду. Ольга Сергеевна улыбнулась и бодро зашагала в сторону кухни.


5

После уже привычного скромного ужина, Юлия Петровна решила подготовиться к завтрашнему дню. На вечер был запланирован поход в театр с давней подругой. Такого рода мероприятия всегда приносили ей бурю положительных эмоций.

Вообще она как будто была создана для светской жизни. Когда-то давно молодая красавица Юлия поняла, что любит ловить на себе восхищённые взгляды, любит и сама восхищаться всем красивым! Даже каждое дело она старалась сделать красиво! В борьбе за свою свободу и возможность вести нужный ей образ жизни она пожертвовала когда-то своим браком. И никогда не жалела об этом.

Но вот сейчас, стоя перед сумкой с разнообразными косметическими принадлежностями, она вдруг почувствовала усталость. Всё больше времени нужно было уделять себе. Это стало напоминать ей своеобразную борьбу: бесконечные походы в салоны красоты, косметологи, фитнес, диеты…

Она посмотрела на себя в зеркало и, увидев более глубокие морщинки, ненавистные мешки под глазами, просто разрыдалась…

В голове снова пронеслись мысли о том, что в жизни не хватает чего-то главного…


6

Николай Юрьевич же пришёл домой поздно.

— Коля, где ты был? Петя ждал тебя весь вечер, вы же договаривались, что сегодня ты объяснишь ему математику, — обратилась к нему жена.

— Где был, где был?! Работал я! Ноги еле волоку! Не присел за день! Да вот тут ещё Сашку внизу встретил, разговорились. Время пролетает, и глазом моргнуть не успеваешь! А чего, Игорь помочь не мог? Где этот балбес? Пусть поможет братику, зря, что ли, кормлю его, обормота этого!

Николай Юрьевич плюхнулся на диван перед телевизором, взял в руки тарелку с едой и замолчал, не проронив больше ни слова за весь оставшийся вечер.


7

Марина вернулась домой после магазина уставшая и счастливая. Ещё бы, такое платье нашла и всего за полцены!

Раздался телефонный звонок.

— Алло, Пашка! Где тебя носит! Мы сейчас с девчонками в центре были! Там распродажа! Платье урвала! Тебе понравится!

Марина положила пакеты с покупками и, глядя в зеркало, одной рукой поправила причёску. Услышав что-то на другом конце, удивлённо сказала:

— Как не придёшь? Что это значит? Где ты? Мы ведь запланировали отпуск?.. Ну вот и отлично! Катись, куда хочешь, путёвки я оставляю себе!

Марина швырнула телефон и несколько минут стояла молча. Немного успокоившись, девушка снова взяла мобильный и набрала номер своей подруги:

— Катька, привет! Тут такое дело. В общем, Пашка меня бросил, зараза. Да ты не переживай! Я в норме. Мы на днях купили тур, не хочешь прокатиться со мной? Мне просто даты отпуска уже не перенести. Ты же знаешь, у нас всё строго по графику… Не хочешь составить мне компанию? Думаю, мы заслужили хороший отпуск! Отлично! Тогда завтра заеду за тобой, поедем перебивать билеты! Окей! До завтра!


8

Когда Борис Александрович стоял на светофоре, будучи за рулём своего любимого автомобиля, он вдруг понял, что не хочет сейчас ехать домой, не хочет видеть своих друзей и совсем не настроен заниматься спортом. На звонок некогда любимой им Миланы он отвечать тоже не хотел.

«Как быстро всё надоедает», — думал он.

Уже зажёгся зелёный сигнал светофора, а он всё никак не мог решить, в какую сторону ехать.

«Может, на работу вернуться? С цифрами не лезут в голову эти глупые мысли… Счастье — птица не здешняя… А ведь правы были, правы! Но где искать не сказали… Эгоисты…»


9

Едва открыв входную дверь, Виталий Константинович услышал звонкий смех своих родных. Смех дочери был немного звонче, и картина напоминала весёлое двухголосное пение, что не могло не вызвать улыбку отца.

Стоило ему увидеть портрет девочки, что был в руках у Алёны, он и сам рассмеялся.

— Добрый вечер, девочки. Расскажи мне про свою героиню, доченька, — сказал отец, присаживаясь на кровать к супруге.

— Привет, пап! Это не моя героиня, папа! Это персонаж из маминой истории. Мы сегодня закончили историю про девочку Эллу. Но это не она. Это её подруга, — серьёзно ответила Алёна.

— Здравствуй, дорогой, — ласковым и приятным голосом произнесла супруга, — мы вот никак не можем решить, как же выглядят герои нового рассказа. Наши мнения немного расходятся. Может, ты нам поможешь?

— С удовольствием.

Виталий Константинович посмотрел на стену, что находилась по правую сторону от кровати, и через мгновение она растворилась… а вместо неё появилось что-то необыкновенное…

Небольшой домик на краю холма, а за холмом живописнейшая картина. Сочная зелень лугов и лесов за холмом плавно перетекала в голубую долину, где голубая гладь небольшого озера сливалась с небесным сводом. Рядом с домиком был построен небольшой шалаш на дереве, в котором играли дети. Были среди них две девочки. Как только рыжая головка показалась из домика, Алёна радостно запрыгала и показала папе свой рисунок. На нём была изображена девочка, как две капли воды похожая на эту рыжеволосую малышку.

— У нас сегодня забарахлил один прибор. Его механизм стал выстукивать интересный ритм. А на ритм легла не менее интересная мелодия, — сказал Виталий Константинович и сел за фортепиано, стоявшее в углу комнаты.

Как только его пальцы коснулись клавиш, зазвучала необыкновенная мелодия. Она словно сливалась с картиной на стене. И перед глазами открывались уже не отдельно взятые кадры, а целый красочный фильм.

Когда фильм закончился, перед взором присутствующих снова предстала стена.

Алёна радостно захлопала в ладоши и сказала:

— Папа, ну как же ты это делаешь! Это просто чудо!

— Это сделали мы вместе: мама написала историю, ты нарисовала иллюстрации, а я всё это озвучил.

— Это было прекрасно. Спасибо вам, мои родные, — сказала Анастасия.

Анастасия сейчас не была похожа на человека, которому выпало тяжелое испытание. Вот уже который год она прикована к кровати из-за своей тяжелой болезни. Но ее лицо могло бы послужить символом внутренней силы, красоты и гармонии.

Здесь ничто не говорило о тех сложностях, через которые приходится проходить всем членам семьи день ото дня. Казалось, что каждый из них не просто доволен сегодняшним днём, они напоминали людей, которые чувствуют себя по-настоящему счастливыми.

— Папа, а почему люди не могут того, что можешь ты? — искренне поинтересовалась Алёна, пока они с папой готовили ужин.

— Все так могут, доченька. Могут больше. Возможностям предела нет. Просто они об этом не знают. Люди пока слишком заняты погоней за птицей счастья, всё время ускользающей из их рук.

— А почему она от них ускользает?

— Эта птица иных миров. И только люди могут объединять в себе миры... Но кому придёт в голову искать дверцу в своём сердце...



Made on
Tilda